Страницы

12 августа 2010 г.

Александрова мозаика

Одна из самых прекрасных античных мозаик была открыта археологами при раскопках города Помпеи в 1831, в так называемом "Доме Фавна". На ней запечатлена битва Александра Македонского с персидским царём Дарием.


 Знаменитая на весь мир мозаика была вделана в пол. Она представляет собой
четырёхугольник, на котором разместились 26 человеческих фигур и 15 лошадей. По колориту и технике исполнения она просто неподражаема, а по композиции может выдержать сравнение даже с работами Рафаэля.

При размерах 5,82 x 3,13 м мозаика открывает взору вид битвы при Иссе, которая произошла между Александром Великим и персидским царём Дарием III.

Группы сражающихся составлены очень искусно, подробности костюмов и отделка всех предметов выполнены крайне достоверно. На разных планах представлены пешие и конные всадники, сам Александр Македонский с рассыпавшимися по плечам волосами, мчится на встречу врагу. Дарий, с трагически расширенными глазами от сознания своего поражения, протягивает руку к павшему всаднику – своему защитнику. Возничий гонит колесницу в последней попытке спасти своего повелителя. Среди картины боя прекрасно видны лица воинов, различные по характеру.





Существует мнение, что прообразом мозаики послужила некая эллинистическая картина.


Оригинал мозаики Александра хранится в Национальном археологическом музее Неаполя. Копия мозаики, по форме, размерам, цвету и материалу в точности соответствующая оригиналу, была воссоздана в результате многолетней работы школы-мастерской мозаики Равенны и находится в Помпеях.

С 1843 года "Битва при Иссе" была укрепленна на стене музея, чтобы предохранить ее от ног посетителей, а также от дождя и солнца которые сильно повредили мозаику. Так почему бы не перенести Александра обратно в Помпеи? Некогда Дом Фавна был одной из крупнейших и наиболее впечатляющих городских вилл, наполненный элегантными украшениями, призванными продемонстрировать богатство его владельца. Но сегодня, хотя размер дома впечатляет по-прежнему, из него исчезли яркие картины, мозаики, сверкающие мраморные и бронзовые статуи, фонтаны и фрески. Управляющий Пьетро Джованни Газзо пытается изменить эту ситуацию: "Я хочу, чтобы у посетителей было впечатление, что они входят в тот же роскошный дом, каким он был до извержения Везувия в 79 г.".


В 2003 году группа художников из Международного центра по изучению и преподаванию Mosaic (CISIM) в Равенне, Италия, сделал амбициозное предложение: создать точную копию Мозаики Александра и установить ее в Помпеях. Реставрационные работы длились более 2 лет. Было затраченно $ 216000 на то чтобы самая известная мозаика, дошедшая до нас из Древнего Рима вновь украшала дом Фавна.


Мастер Северо Биньями и его команда из восьми человек воссоздали мозаику из различных видов мрамора. В начале была сделана предварительная копия с использованием метода двойного обратного набора. Мозаика изготовлена в технике "opus vermiculatum", то есть кусочки собирались один к одному по извилистым линиям и состоит из примерно 4 миллионов тессер (кусочков) размером от 1 до 4 мм. Использовались только 4 цвета: белый, желтый, красный и черный. Именно маленькие размеры тессер позволили изобразить невероятно тонкие детали и живописные эффекты, в том числе замечательные портреты участников битвы.



Рассказывает д-р Вернер Крук (Werner Kruck)

Любой интересующийся Александровой мозаикой рано или поздно непременно задаётся вопросом, как же выглядел этот шедевр до повреждения?
В поисках хоть какой-то пригодной информации я обнаружил веб-страницу Гельмута Клатта (Helmut Klatt) с уникальной фотографией выполненной в масле картины прямо из Национального археологического музея Неаполя, где и находится оригинальная мозаика Помпей. Эту фотографию всё же нельзя было использовать в качестве образца для выкладывания мозаики. Выход был только один: я должен непременно отправиться в Неаполь.


Здесь приводится уже обработанная с помощью специальных технических средств фотография картины. Для наиболее важных фрагментов были сделаны ещё более качественные фотоснимки с изображением мельчайших деталей. Выглядела ли мозаика именно так, как изображено на картине, никто точно не знает. Картина была написана почти сразу после обнаружения мозаики в 1831 г., но абсолютно отсутствует информация о том, почему картина выглядит именно так, а не иначе. Была ли мозаика во время раскопок более полной, чем та, которую удалось сохранить до наших дней? Как бы там ни было - даже если всё это чистая фантазия, композиция всё равно получилась гармоничной и последовательной.

С трофеем в руках, я вернулся домой. Моя мечта - выложить мозаику с сюжетом битвы Александра, дополненную всеми недостающими деталями, - стала ещё ближе.


Следующим этапом стало изготовление образца раскладки. Каждую мозаику сначала необходимо нарисовать от руки, иначе позднее, уже во время выкладывания кусочков мозаики, можно легко потерять ориентацию с точки зрения форм и пропорций. Нарисованный макет накрывают полиэтиленовой плёнкой, а сверху кладут армирующую сетку, так, как это делается в строительстве при оштукатуривании наружных фасадов.
Из-за большого веса первый экземпляр Александровой мозаики был выполнен не в натуральную величину 582 x 313 см, а в уменьшенном варианте - 420 x 180 см. Но и эта мозаика весила целых 130 кг и состояла примерно из 150,000 кусочков.


Нужно признать, что оригинальная мозаика куда более эффектна и импозантна. В то время как мы работали из расчёта 2-3 кусочка на см2, оригинал выполнен из 5-6 кусочков/см2. Таким образом, если учитывать всю площадь, то мастера по укладке мозаики в Помпеях использовали несколько миллионов кусочков. Поистине колоссальная работа! Одно только изготовление неполной копии выставленной в Неаполе и выложенной ныне в Помпеях мозаики обошлось в более чем 500,000 евро. Создавать свою мозаику в таких масштабах мы не могли, да и не хотели.



Нам было важно добиться полного и правильного общего впечатления от мозаики, а не получить репродукцию, которая бы отвечала археологическим нормам.


Источники:
http://alexandermosaik.de/en/
http://en.wikipedia.org/wiki/Alexander_Mosaic

Комментариев нет:

Отправить комментарий