Страницы

19 июня 2012 г.

Как делают мозаику из витражного стекла?


Часто мы говорим: "сошлось как все части мозаики", при этом имея ввиду, что все события идеально собрались в единую картинку. В этом мозаика нашей жизни не сильно отличается от настоящей мозаики – картин выложенных из тысяч мельчайших кусочков. Как создают такие картины мы узнаем посетив студию «Александрия».




Двадцать лет назад «Александрия» возникла как студия витража. При изготовлении витражей используется самое разное стекло. Со временем остатков стекла накопилось так много, что в студии решили попробовать выкложить из них мозаику. С тех пор прошло шесть лет и теперь мозаика стала второй основной специализацией фирмы. Для такой важной работы были обучены мастера и оборудованы мастерские. Давайте посмотрим как в одной из таких мастерских собирают мозаику.

Свет из высоких окон освещает огромные столы, на которых разложены картины разной степени готовности. По краям каждого стола среди разбросанных кусочков стекла лежат всевозможные инструменты: хитрой формы кусачки, стеклорезы, ножи и маркеры. Над мозаиками, склонившись, работают мастера.




При каждом шаге под ногами поскрипывают мелкие осколки – мастера кидают обрезки прямо на пол. У стен стоят стеллажи с коробочками, в каждой из которых лежат готовые стеклянные модули.

На первый взгляд мозаика не сильно отличается от витража – то же самое цветное стекло, которые надо вырезать и вписать в картину. Но если присмотреться внимательнее, то открывается множество различий, например, рисунок будущей мозаики. Если к витражистам он приходит с отмеченными цветами (здесь будет желтый, здесь – синий), то для мозаики намечается только эскиз.  


Сегодня мозаику выкладывают двумя основными способами: Флорентийская мозаика - стекло вырезается точно по форме элемента (лепестка цветка или крыла стрекозы) и Римская мозаика - рисунок собирается из небольших прямоугольных кусочков.
Смальта ближе к живописи – каждый модуль как мазок кисти. Здесь  мастера сами себе художники. В отличие от витража,  работа над мозаикой гораздо тоньше - иногда приходится вырезать и выкладывать модули шириной чуть больше волоса, шлифовать их и плотно подгонять друг к другу. Неспроста такую работу называют ювелирной.




Модули обычно выкладываются начиная с центрального элемента. Вот, например, ягода - в начале выкладывается она сама, затем ряд вокруг неё, потом ещё ряд. Но иногда бывает и по-другому. Мастер, работающий над мозаичной иконой Николая Угодника, вначале выложил лик и кисти рук, а потом вокруг них достраивает всё остальное.


Модули выкладываются на самоклеющуюся монтажную плёнку, чтобы удержать кусочки стекла на месте. Когда вся картина собрана, поверх неё наклеивают ещё один лист. После этого мозаику переворачивают и снимают монтажную пленку, а на её место ставят основу – особую ткань для связки элементов мозаики. Когда модули прочно закрепятся на основе, ставшую ненужной пленку снимают. Эти сложности нужны для того, чтобы художник при наборе видел лицевую сторону мозаики.


Существует и, так называемый, обратный набор, когда мозаику собирают зеркально прямо на пленке. Только витражное стекло для такой мозаики не годится, потому что одна сторона стекла часто отличается от другой по рисунку и цвету.




Теперь самое интересное – затирание швов. Затирку подбирают под цвет модулей и при необходимости подмешивают нужный колер. После нанесения затирки работа может измениться до неузнаваемости: отдельные участки посветлеют, другие потемнеют, а некоторые цвета вообще могут слиться. И сделать с этим ничего нельзя – остаётся только каждый раз предугадывать, что получится в итоге.


Работа идет своим чередом - маленькие кусочки стекла один за другим ложатся на стол, складываясь в будущую картину.

  

Мозаика по мотивам картины Густава Климта «Водяные змеи». Над ней мастер работал три месяца.









http://anton-agarkov.livejournal.com/77124.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий