Храм Спас за
Клязьмой стоит на высоком берегу. В советское время в нем были и мыловарня и
типография. Храм начали восстанавливать в 90-е гг, но лишь недавно стены
украсили мозаичные иконы.
В одном из строений, на территории храма, разложена начатая мозаика. Повсюду кусочки смальты разных цветов и размеров, специальные молотки и маленькая наковаленка, на которой бьют смальту.
Диакон Дмитрий преподает детям
основы мозаичного искусства. Он показывает обложку календаря с работами
учеников школы:
В одном из строений, на территории храма, разложена начатая мозаика. Повсюду кусочки смальты разных цветов и размеров, специальные молотки и маленькая наковаленка, на которой бьют смальту.
Диакон Дмитрий преподает детям
основы мозаичного искусства. Он показывает обложку календаря с работами
учеников школы:
- Вот мальчик в четыре года делал. Смотрите, какая живая кладка. У детей
наитие, как у древних. Мы, конечно, им технику показываем, но многие элементы
мозаики они делают по-своему.
- А почему в подписях к работам только имена и возраст?
- Чтобы человек не задирал нос. Это ведь наше общее дело.
Всё что создают дети в школе при храме, сначала попадает в календарь, а потом монтируется в стену.
Отец Дмитрий по
образованию искусствовед и художник-мозаичист. Он ведет урок так: все сидят вкруг
стола, а отец Дмитрий - во главе. Он задает вопросы, комментирует ответы,
смеется, бурно жестикулирует, при этом умудряется одновременно разговаривать с
каждым:
- У мозаичиста
плоскостное мышление. Стенка, все распластано. Мера условности очень серьезная.
Есть намек на объем - один-два ряда полутени. Другое дело, что в эту плоскость
вводится очень много цветов. В Киевской Софии я насчитал 16-18 оттенков золота.
И потом, ведь каждый камешек имеет свой поворот. Ни один камень нельзя положить
ровно. Мозаику не передашь фотографией, потому невозможно охватить всю полноту цвета,
золота, поворота камешков. Мозаика это очень живое искусство. Непосредственное.
Занятия мозаикой проходят
дважды в неделю. Дети подбирают камешки к рисунку. Мрамор самых разных оттенков
дает расположенный рядом камнеобрабатывающий комбинат. А смальту приходится
использовать итальянскую - очень дорогую.
Отец Дмитрий развивает у ребят способность видеть красоту, прививает им вкус, учит композиции и рисунку. Многие ребята, окончившие школу-студию при храме, теперь стали настоящими художниками, сами расписывают храмы.
Отец Дмитрий развивает у ребят способность видеть красоту, прививает им вкус, учит композиции и рисунку. Многие ребята, окончившие школу-студию при храме, теперь стали настоящими художниками, сами расписывают храмы.
По материалам
сайтов: