В начале 21-го века московский художник Андрей Манджос изобрел технику эмалевой мозаики, о которой можно говорить, как о новом направлении в изобразительном искусстве. Суть изобретения сводится к тому, что он объединил воедино два совершенно разных искусства: искусство мозаики, величайшим представителем которого является М.В.Ломоносов, организовавший в России первое мозаичное производство, и искусство горячей эмали, которая у нас в России ярче всего представлена школой Карла Фаберже. Изобретение А. Манджоса может по достоинству оценить тот, кто знает, что такое горячая эмаль, и знает, насколько трудно совместить при ее обжиге хотя бы несколько цветовых оттенков. А.Манджос нашел экспериментальным путем простое и гениальное решение – использовал маленькие пластинки, покрытые горячей эмалью, из которых, как из элементов мозаики, создается общее художественное изображение, причем каждый цветовой оттенок обжигается предварительно и отдельно.
Удивительно, что никто раньше не додумался до этого простого решения, даже Карл Фаберже почему-то изготовил свое единственное мозаичное пасхальное яйцо не из горячей эмали, а из камней.
Первые результаты превзошли все ожидания – сложенные из множества прямоугольных каплевидных элементов, скульптурные изделия и мозаичные панно заиграли, засверкали всеми цветами и оттенками. Все драгоценные свойства эмали сохранились в новой технике, а палитра расширилась настолько, что можно говорить о революции в эмалевом искусстве. Художник пришел к своему открытию не сразу, а посвятил сначала годы на изучение принципов Ломоносова в смальтовой мозаике, продолжателем школы которого его можно по праву считать, потом – на эксперименты с горячей эмалью, а затем - на изучение возможностей эмалевой мозаики. В своих работах Андрей Манджос органически сочетает мощный красочный экспрессионизм с точной передачей индивидуальных духовных образов своих современников. Творчески развивая принципы М.В.Ломоносова, он не прорисовывает отдельные детали лица, мелкие подробности и точные контуры, а магически творит из нескольких разноцветных фрагментов некий совокупный образ, передавая общее ощущение от предмета. Художник также широко использует в своей мозаике принцип декоративного пятна, что роднит его стиль и с наилучшими достижениями импрессионизма, и с древними методами иконописи.
Благодаря огромному числу мельчайших мозаичных фрагментов в портретах полностью достигнут живописный эффект. Художник словно старается показать, что открытая им техника ни в чем не уступает по свободе и выразительности масляных красок, а по драгоценной фактуре намного превосходит их. Он часто использует простые классические сюжеты, но преподносит их так декоративно, свежо и жизненно, так глубоко прорабатывает фон, так смело экспериментирует с цветовыми сочетаниями, что его фактически невозможно ни с кем спутать. В каждой его картине словно чувствуется сила огненной стихии – наверное, от свойств горячей эмали. Каждый миниатюрный квадратик кладется не автоматически, а со смыслом, каждая цветовая крупинка многозначительно несет свою визуальную информацию.
Представьте себе, что для обработки одной крохотной пластинки, покрытой горячей эмалью, требуется до 28 ювелирных операций, что для создания целостного образа из этих точечных частиц необходима гигантская творческая концентрация, граничащая со священнодействием, и вы поймете, что такая трудоемкость процесса ставит изделия из эмалевой мозаики в ценовом отношении вровень с мозаиками из драгоценных камней, а в некоторых случаях и превосходит их, особенно при использовании витражных, миниатюрных и микроминиатюрных фрагментов, так называемых, «Молекул Фаберже».
Творчество Андрея Манджоса и неподдающийся описанию шарм его мозаичных произведений - это возрождение утраченных традиций русского искусства, которое когда-то было так популярно в мире. И это только начало, скоро благодаря эмалевой мозаике в России появится новая школа мозаичного искусства с возрожденной духовностью, традициями и новыми взглядами на роль творчества в нашей жизни, и осуществиться главный проект художника – музей «Эмалевая комната».
Художественный критик М.А. Андреев
Хех, сколько коментариев-то :) Ну отставать не буду-не сочтите за спам-но сайт понравился. Удачи в развитии.
ОтветитьУдалитьда, с коментариями здесь не густо :-) в основном, народ заходит посмотреть. пишут те, кому не безразлична тематика сайта.
ОтветитьУдалитьгениально ... и исторично....
ОтветитьУдалитькруто... и главное отечественно...
ОтветитьУдалитьИ все-таки, к какому разделу у Вас относится "Мозаика Манджоса" (Эмалевая мозаика Манджоса), она ведь авторская и запатентована в названии с именем своего изобретателя?
ОтветитьУдалитьКонкретно эта статья стоит в разделе "микромозаика".
УдалитьВ тексте и под ним есть ссылки на сайт художника. Здесь никто не покушается на авторские права, и если посмотреть с другой стороны, то статья является дополнительной (бесплатной) рекламой работ мастера.
В рубрике "микромозаика" нет никаких фото "Эмалевой Мозаики Манджоса"... уточните, пожалуйста, из какой рубрики, кроме авторов, на нее можно попасть с первой страницы...
УдалитьВойдите в рубрику "Микромозаика", прокрутите до конца страницы и кликните на "предыдущие". Появится следующая страница с этой статьей.
УдалитьНе могли бы Вы представиться и объяснить свой интерес к статье? Уж очень неприятно вести переговоры с анонимом!
Приходилось общаться с автором этой техники.
ОтветитьУдалитьОсталось, честно говоря, очень неприятное впечатление. Дядька так любит себя и выпячивает какую-то супер-пупер уникальность этой эмалевой техникой. Потусить среди "сильных мира сего" любит до дрожи в коленках )).
Хотя идея, как я поняла, заимствована у Ломоносова.
Это никак не отражается на качестве его работ.
Удалить