Потертости на одной из самых знаменитых античных мозаик с Александром Великим позволили исследователям узнать то, каким образом древние римляне рассматривали это произведение.
До сих пор мы знаем о роли мозаики только в качестве украшения пола, служившим доказательством вкуса и интересов богатых римлян. Некоторые участки знаменитого полотна были заполнены раствором уже в древности и оставались в таком состоянии пока мозаика не была обнаружена в 19 веке.
Американский археолог Мартин Бекман исследовал полностью уничтоженные части легендарной мозаики и предложил по-новому посмотреть на эти «заплаты». Бекман идентифицировал несколько основных участков мозаики: "Эти «замазки» показывают нам мозаику глазами самих римлян и рассказывают что интересовало в ней древнего зрителя. Несмотря на то что Дарий являлся центральной фигурой в полотне, римляне гораздо больше интересовались Александром», - отметил ученый. «Они поражались, по-видимому, судьбой двух персов, сокрушенных под колесницей Дария, особенно тому из них, который показывает свое лицо, отраженное в щите, но невидимое для зрителя напрямую – эдакий своеобразный художественный трюк", - сказал он.
"Существует четкое доказательство нескольких древних реставраций поврежденных секторов. Самые последние реставрации ограничиваются заполнением пробелов раствором, в то время как при более древних ремонтах использовалась мозаичная плитка".
По словам Бекмана, реставрациии показывают, что мозаика была повреждена в результате ее чрезмерного использования, причем чаще в одних и тех же местах. "Со временем, даже осторожные наступания могли оторвать маленькие каменные тессеры от непрочного крепления. Попытка капитального ремонта была, по крайней мере, один раз. Но позднее решили отказаться от востановления мозаики в пользу простых заплат раствором", - полагает Мартин Бекман.
Два верхних пятна износа позволили Бекману реконструировать историю мозаики:
"Когда группа гостей во главе с хозяином входили в комнату осмотр начинался с Дария и его войска. Хозяин стоял выше лошади Дария (1), объясняя почему великий царь бежал и указывая на художественные новшества в нижней части мозаики.
Гости группировались у «подножия» сцены, рассматривали общий вид и фигуры двух обреченных персов (a-b).
Затем хозяин перемещался влево и останавливался в области выше Александра и несчастного перса, которого тот поражает копьем (2).
Гости шли прямо на мозаику и окружали образ македонского царя стоя прямо на его теле (c), делая это осторожно, чтобы не наступить на его голову или на его лошадь. Гости устраивались полукругом, чтобы видеть хозяина, который находился над македонским царем, и слышать его интересный рассказ. Здесь гости оставались дольше всего и древняя экскурсия заканчивалась.
источник: http://www.mk.ru/
До сих пор мы знаем о роли мозаики только в качестве украшения пола, служившим доказательством вкуса и интересов богатых римлян. Некоторые участки знаменитого полотна были заполнены раствором уже в древности и оставались в таком состоянии пока мозаика не была обнаружена в 19 веке.
Американский археолог Мартин Бекман исследовал полностью уничтоженные части легендарной мозаики и предложил по-новому посмотреть на эти «заплаты». Бекман идентифицировал несколько основных участков мозаики: "Эти «замазки» показывают нам мозаику глазами самих римлян и рассказывают что интересовало в ней древнего зрителя. Несмотря на то что Дарий являлся центральной фигурой в полотне, римляне гораздо больше интересовались Александром», - отметил ученый. «Они поражались, по-видимому, судьбой двух персов, сокрушенных под колесницей Дария, особенно тому из них, который показывает свое лицо, отраженное в щите, но невидимое для зрителя напрямую – эдакий своеобразный художественный трюк", - сказал он.
"Существует четкое доказательство нескольких древних реставраций поврежденных секторов. Самые последние реставрации ограничиваются заполнением пробелов раствором, в то время как при более древних ремонтах использовалась мозаичная плитка".
По словам Бекмана, реставрациии показывают, что мозаика была повреждена в результате ее чрезмерного использования, причем чаще в одних и тех же местах. "Со временем, даже осторожные наступания могли оторвать маленькие каменные тессеры от непрочного крепления. Попытка капитального ремонта была, по крайней мере, один раз. Но позднее решили отказаться от востановления мозаики в пользу простых заплат раствором", - полагает Мартин Бекман.
"Когда группа гостей во главе с хозяином входили в комнату осмотр начинался с Дария и его войска. Хозяин стоял выше лошади Дария (1), объясняя почему великий царь бежал и указывая на художественные новшества в нижней части мозаики.
Гости группировались у «подножия» сцены, рассматривали общий вид и фигуры двух обреченных персов (a-b).
Затем хозяин перемещался влево и останавливался в области выше Александра и несчастного перса, которого тот поражает копьем (2).
Гости шли прямо на мозаику и окружали образ македонского царя стоя прямо на его теле (c), делая это осторожно, чтобы не наступить на его голову или на его лошадь. Гости устраивались полукругом, чтобы видеть хозяина, который находился над македонским царем, и слышать его интересный рассказ. Здесь гости оставались дольше всего и древняя экскурсия заканчивалась.
источник: http://www.mk.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий